понедельник, 21 апреля 2014 г.

Первые десять лет Sierra On-Line

Сокращенный перевод статьи  Кена Уильямса (Ken Williams) "Sierra’s first ten years" из журнала Sierra News Magazine (Vol 3, Num 1, Spring 1990).
Энциклопедия Компьютерные игры. (Выпуск 3, 1994).

1.Начало. Звонок Кена.
В начале 1980 года Кен и Роберта Уильямс основали компанию, известную сейчас всем любителям компьютерных игр. Кен тогда поддерживал с братом Джоном лишь чисто символический контакт. Его семья жила в южной Калифорнии, в маленьком городке Сими (Simi), в тысяче миль от Иллинойса, где Джон учился в школе.  Однажды дома у Джона раздался звонок Кена: «Привет, Джон! Я и Роберта написали небольшую компьютерную игру. Я пришлю тебе несколько копий, попробуй предложить ее владельцам ближайших компьютерных магазинов».
«М-м-м. О’кей», - ответил он и, положив трубку, стал выяснять поподробнее о том, что за штука такая - компьютерные игры. Адрес ближайшего магазина Джон нашел в справочнике и отправился туда сразу после получения пакета с дисками от Кена. Так он стал первым «дистрибьютером» On-Line Systems (первое название компании) вне Калифорнии.

Той первой игрой был Mystery House - игра, совместившая графику и текстовый ввод (прообраз quest’oe). А первым магазином - Computerland в городе Downers Grove. Как «продавать» игру, Джон не имел никакого представления: дальше он просто отдал ее продавцам. Его «бизнес» увенчался успехом: Джон получил заказ на большое количество копий. Удача явно улыбалась ему; где бы он не предлагал игру - везде результат был таким же. Более 50.000 копий Mystery House приобрели владельцы Apple - самого распространенного тогда персонального компьютера.

2.Коарегоулд, Калжфоедпш. Первые шаг.
Около Рождества 1980 года Кен и Роберта пригласили Джона поработать в их компании. 12 декабря 1980 года он стал первым человеком, нанятым в On-Line Systems. К этому времени Кен перебрался в крошечный городок Коарсгоулд (Coarsegold). Весь их эфис занимал комнату 10x10 метров.
Начался стремительный рост компании. Число занятых увеличилось до 2 человек, атем до десяти. Через полгода они наняли профессионального программиста Уоррена Шведера (Warren Schwader), который и сейчас работает в компании. Появился отдел поддержки пользователей - уже тогда фирму засыпали вопросами о hint’ax. Для придания большей солидности, компания приобретала разное автоматическое оборудование. Первым «автоматом» являлась специальная машина для упаковки продукции в пластик. А к следующему году они обладали еще и двумя сдвоенными дисководами Apple для копирования дисков! Время копирования сократилось до 5 минут, чему все были несказанно рады.

Яростнейшие споры разгорелись при переходе с портативных телевизоров,
использовавшихся в качестве дисплеев, к специальным мониторам. Большинство утверждало, что это неоправданная и ненужная роскошь. После приема на работу 26-го человека, Кен устроил грандиозную вечеринку - все дело состояло в том, что там, где он работал ранее, было всего 25 сотрудников. Коллеги расселились от души, несмотря на то, что некоторые до сих пор продолжали жить в привезенных фургончиках, а кое-кто на раскладушках прямо в офисе. В целом же дела шли хорошо. Нельзя сказать, что идеально: некоторые из программ были куплены в количествах менее 100 экземпляров. И все же бизнес был удачным. Пользователи уже знали фирму и ждали новых разработок.

3.Столкновение с ATARI.
В 1982 году On-Line Systems пришлось столкнуться с пренеприятной вещью - судебным процессом о нарушении авторских прав. Один из китов тогдашней компьютерной индустрии, фирма ATARI, подала на них иск в федеральный суд. Компания поступила опрометчиво, выпустив игру Gobbler, напоминавшую один из продуктов ATARI.
Узнав о том, что суд наложил временный арест на компьютеры, Кен и Джон спрятали их в багажниках своих машин. Тем самым они нарушили закон, но не прервали своей работы. Возможно, сейчас не существовало бы компании, если бы не блестящее выступление Кена в суде, после которого претензии ATARI были признаны необоснованными. После всего случившегося фирма стала осторожна и осмотрительна. У нее уже был опыт!

4.SIBRRA набирает обороты.
К концу 1982 стало просто необходимо дальнейшее расширение - требовались как новые люди, так и новые площади. Для всего этого хронически недоставало денег, поэтому было принято решение о использовании совместного капитала.  Кен заключил соглашение с известным финансовым магнатом Джекви Морби (Jacqui Morby), главой бостонской компании ТА Associates, по которому компания получала за счет совместного капитала несколько миллионов долларов. Эта сделка не была продажей фирмы в чужие руки. Господин Морби стал совладельцем Sierra On-Line, и вложенные им миллионы принесли большие прибыли. За счет полученных денег фирма переехала в новые помещения, открыла крайне нужные специализированные отделы: исследований и разработок, упаковки и отсылки готовой продукции. Темпы роста мало отставали тогда от роста всей компьютерной индустрии - до 300% ежегодно.  Появлялось все больше новых моделей компьютеров. Apple выпустила новую Apple Ис, Commodore - VIC-20 и лидера бытовых машин Commodore 64, Atari производила Atari 400 и 800. Texas Instruments срочно разработала TI99. И даже Coleco - производитель игровой телеприставки ColecoVision - выпустила свой ПК Coleco Adam. Ничто не предвещало грозы...

5.Тяжелые времена.
В 1984 году Sierra On-Line производила программное обеспечение почти для всех существовавших компьютеров: кассеты для VIC-20 и Atari 400, картиджи для Coleco Adam и Commodore С-64. Около ста тысяч долларов было вложено в разработку ПО для TI99, который находился еще на стадии отладки и продавался лишь небольшими партиями.В конце 1984 года на рынке бытовых компьютеров наступил длительный кризис.Произошло резкое падение объемов продаж многих моделей ПК. В этот тяжелый период в фирме скопились десятки тысяч нераспроданных картиджей и кассет для потерпевших крах марок ПК. Продукцию на несколько миллионов долларов пришлось сбывать по цене 3 цента за доллар!

Большой урон нанес компании провал новой разработки фирмы IBM - модели PCjr: на уникальный по тем временам 16-ти цветный графический адаптер были сделаны большие ставки (типичная для того времени XT оснащалась 4-ех цветным CGA-адаптером).Впервые в истории ставка на «синего гиганта» не принесла желаемых результатов.
Первый Macintosh фирмы Apple, для которого фирма тоже разрабатывала ПО,
продавался весьма успешно: более 50.000 машин за первые 100 дней продаж, но он не смог спасти бизнес по причине черно-белого монитора. Sierra была в нокдауне. Число сотрудников сократилось со 130 до 35 человек. Казалось, что компании пришел конец. Финансовые консультанты рекомендовали закрыть компанию и продать имущество.

6.Radio Shack спасает компаишю.
Несмотря на провал PCjr, фирма Tandy Corporation начала разрабатывать свой первый PC-совместимый ПК, объявленный как новое поколение домашних компьютеров. Tandy Corporation, пионер компьютерной индустрии, уже однажды покорила рынок моделью TSR-80. Теперь был выпущен Tandy 1000, учитывающий ошибки IBM с PCjr, - компьютер с 16-ти цветной графикой 3-ех голосым звуковым синтезатором.  Tandy 1000 быстро стал популярнейшей моделью бытового компьютера. Продукты, разрабатывавшиеся компанией для PCjr, нашли огромный новый рынок. В более чем 8000 магазинах и центрах Tandy Corporation продавались программы Sierra On-Line. Ее первая игра нового типа «animated adventure game” - King’s Quest I стала известной именно благодаря Tandy 1000.

Успех Tandy Corporation привел к тому, что РС-компыотеры стали бытовыми
компьютерами. Большое число фирм принялось наверстывать упущенное, производя все более и более дешевые модели. Появление видеоадаптера EGA упрочило сложившуюся ситуацию. Выпуск Atari ST и Commodore Amiga уже не смог значительно повлиять на состояние рынка. К середине 1987 года Sierra On-Line снова была на высоте. Компания начала выпуск новых сериалов игр - Space Quest, Police Quest, Leisure Suit Larry. Рынок ПО для Atari ST и Commodore Amiga тоже получил свои версии продуктов. Но и по сей день основным для Sierra On-Line является стандарт MS-DOS. Жизнь продолжается.

Sierra On-Line продолжала расти, и ей вновь потребовался капитал. В октябре 1987 года было принято решение: преобразовать компанию из частной в акционерную. По времени это совпало с днем, известным сейчас, как «Черный понедельник», когда произошло самое большое падение на рынке, со времен Великой депрессии. SIERRA ON LINE благополучно пережила эту тяжелую для многих дату.  В октябре 1988 года, год спустя после «Черного понедельника», компания Sierra On-Line окончательно стала акционерной. Стоимость ее акций, в начале стоивших $9, поднялась до $19. В 1990 году в компании работало 240 человек.
В марте 1990 года Sierra On-Line объединилась с компанией Dynamix, и стала дистрибьютором всех ее продуктов. Плодотворное сотрудничество пошло на пользу - появились игры: Rise of the Dragon, Heart of China, Willi Beamish, Stellar 7, Nova 9 и другие.
Летом 1991 года Sierra On-Line и Broderbund Software объявили об объединении усилий (не путать со слиянием компаний’) по освоению рынка. Это было вызвано появлением молодой и быстрорастущей компании Walt Disney Software.
В 1990 году Sierra On-Line занимала 21 место в мировом списке производителей ПО и 4 место в списке производителей игрового ПО. Ее доходы составили 27.331.000 долларов, а их рост по сравнению с 1989 годом составил 37%. Для сравнения - в 1983 году доходы компании составляли всего 3.200.000 долларов).

Sierra On-Line - наградыи призы

1982 Video Magazine’s Arcade Award - Jawbreaker
- Softsel Hot List Best Seller Award - Frogger
1983 - Electronic Games Magazine’s Certificate of Merit for Best Arcade/Action Game
1984 - Family Computing Magazine’s Critic’s Choice Award - BC’s Quest for Tires
1985 - Family Computing Magazine’s Critic’s Choice Award - Fuzzywomp
1987 - Software Publishers Association Award - Leisure Suit Larry in the Land of the Longue Lizards
- Softsel Hot List Hottest Product Award - King’s Quest III
Computer Software Service The Movers Award» - Donald Duck’s Playground
1988 - Golden Oak Awards: Best of Electronic Video
- Sierra On-Line Video Catalog *88: Best of Print
- Manhunter: New York - Poster Best Publiication
- Space Piston Comic Book (from SQ2 package): Best Four Color Poster
- Manhunter: New York - Poster Best Electronic Sale Presentation
- Sierra On-Line Video Catalog ’88
- Computer Entertainer Awards: Best Adventure/Fantasy Game
- Manhunter: New York - Best Educational Program
- Mixed-Up Mother Goose: Exceptional Achievement in Graphics and Sound
- Kins’s Quest IV
1989 - Computer Gaming World’s: Special Award for Achievement in Sound
- Space Quest III - Software Publishers Association Awards: Best Adventure/Fantasy Role Playing Game
- Space Quest III 1990 - Software Publishers Association Awards: Best Adventure/Fantasy Role Playing Game
- King’s Quest V Best Early Educational Program
- Mixed-Up Mother Goose VGA

Комментариев нет:

Отправить комментарий