понедельник, 21 апреля 2014 г.

Почему мы играем?

Источник:   Энциклопедия лучших игр для IBM PC
Автор:   Дмитрий Редлих
Дата:   30.12.1996

Итак, почему? Писать на конкретную тему трудно вообще, на эту же тему даже трудно говорить — столь обширна, противоречива и в то же время неуловимо очаровательна запредельная территория человеческого ума, удивительный, никогда не существовавший ранее гибрид творчества, логики и новейших технологий, место, где нет возраста, времени или пространства — страна компьютерной игры, terra ludenica.

…Хотелось написать обыкновенную, в меру добротную статью о настоящем и будущем рынка компьютерных игр. Таких статей в настоящее время появилось немало на страницах соответствующих изданий. Делается это достаточно просто — нужно всего лишь описать несколько последних игр, внеся в текст комментарии по собственному вкусу, не забыв помянуть добрым словом техническую оснащенность используемой машины. В общем-то писать о том, как и во что играть, легко.
Гораздо труднее объединить в короткой и сумбурной заметке свои давние идеи, пытаясь ответить на вопрос: почему мы играем? Как это происходит? Что движет игроком?

Тема игры стара как мир. Йохан Хейзинга в фундаментальном труде «Человек играющий» дал детальный анализ игровому компоненту в истории и культуре человечества, косвенно поднимая вопрос, не является ли вся культура (да и наука по большей части) бесконечно развившимся игровым принципом. Роджер Желязны упоенно писал о своих мыслях и чувствах во время создания крайне сложной «самодостаточной» игровой системы, своего рода компьютерного микрокосма, пропитанного духом Янтарного королевства. Сид Майер, один из самых высокооплачиваемых американских «игровых» программистов, отец легендарной «Цивилизации», периодически выступает перед читателями журнала Computer Gaming World с захватывающими историями создания того или иного шедевра.
Играют люди разных возрастов, религий и рас, дети легко теснят взрослых на аркадном поприще, а взрослые берут угрюмые реванши в мистических и опасных мирах «Ультимы» или «Фантасмагории». И так далее…

А все же, что заставляет взрослых, подростков, зрелых и умудренных людей просиживать часы и ночи напролет, тереть покрасневшие глаза, разминать затекшие пальцы и, отмахиваясь от родителей, супругов и коллег, красться вместе с Принцем по дворцам и подземелиям Багдада, с боями вести «Рапир» в сектор Энигмы, пристраивать очередной квартал к мегаполису собственного сочинения или ломать голову над загадками обезьяньего острова? Играть, то есть?

Мне часто приходится спорить с людьми, считающими компьютерную игру идиотской тратой времени, нервов и денег. Спорить с неигравшим о гениальности игры — это все равно, что рассказывать дальтонику о гениальности Гогена.
Никого не удивляет необходимость учиться понимать, ценить и любить авангардную прозу, поэзию и живопись различных школ. Самому же быстро развивающемуся виду синтетического искусства в этой части отказано!

Так вот. Не скука ведет к игре; упоминая ее, люди сильно заблуждаются, ибо многие игры требуют большей концентрации и внимания, чем любая из ситуаций повседневности, а уж изучение правил и методик иной игры можно порой сравнить с миниэкзаменом. Не праздное желание убить время — однажды игравший в серьезные ролевые игры подтвердит, что для успешного действия требуется нешуточное «вживание в образ», напряжение тех самых, любимых Толкиеном «мышц фантазии». Не говоря уже о том, что большинство молодых адептов обязаны играм приличным знанием английского (автор сам сиживал по многу часов за сказочным артуровским Camelot’oM, обложившись всевозможными словарями).

Компьютерная игра в известной степени есть образ жизни, и многие сегодняшние хакеры подтвердят, что именно игры привили им любовь к программированию, определив этим весь дальнейший жизненный путь. Перечислять можно бесконечно.
Тот, кто испытал это сам, не нуждается в комментариях. Никогда не испытавший — не поймет, пока не попробует. Путь игры тернист, и требует он от человека некой отстраненности по отношению к реальности, как будто отражение нашего мира в зеркале разума слегка исказилось, вернее — сдвинулось, запев при этом чарующую, еле различимую песню. Когда это случается, в жизни возникает еще одно, доселе закрытое измерение. Пока вы сами не ощутили тяжесть низкого потолка в лабиринтах «Ультимы», разрывы вражеских ракет на броне своего звездолета или не отчаялись в бесплодных попытках разгадать загадки Некромантов — вам не понять странной прелести этой второй жизни, места, где мечта, сон и фантазия сплелись воедино; где в борьбе и победах просыпается вечный Ребенок, живущий в каждом из нас, наше подспудное, полузабытое эго.

Здесь и кроется ответ. Миротворчество, как способность авторов создать альтернативную реальность с иными Образами и Атрибутами вещей, делает эту область культуры столь притягательной. Желание погрузить «Я» в тень иного существования, мифа, в другую среду, опасную и неизведанную. Вечная тяга к приключениям и красоте, ибо настоящая Игра всегда красива не только великолепной графикой и музыкой, но и тем особенным сжимающим в груди чувством, которое безошибочно укажет на прикосновение к самым искренним мечтам и чаяниям других, воплотивших свою страсть в жизнь для Вас, как для друзей. Игра гуманна, победа добра и зла в ней лежит на чаше Ваших весов, и Вам решать судьбу нового мира и многих других, живущих Вами судеб. Играя, Вы рождаете мир.

Адепт индуизма сказал бы, что игрок как Атман сплетает еще один слой Майи сообразно своим способностям, силам Сновидца — воле к Добру или ко Злу.
Мы вечны во вселенной своей игры, и перед нами бесчисленное множество перерождений.


Мир — та же игра, мы вольны выбрать ее, отменить или начать сначала, осознав иллюзорность своих действий. Важно здесь то, что играем мы только по доброй воле, да и делаем это с радостью (по крайней мере я не видел хмуро и раздраженно играющих людей, чего, к сожалению, нельзя сказать о жизни повседневной).
А это очень немало.

Отвлекаясь на подробности, забываешь о главном. Признавая игру, мы признаем духовность. Как сказал Хейзинга, «игра не есть материальное». Играя, человек поднимается выше простой целесообразности, выше ограниченности повседневных забот материального мира, ведь игра внеразумна.

В общем — играйте! Это не гимн, не агитация и уж тем более — не попытка увлечь. Просто мысли вслух. Мы-то были в удивительной и прекрасной стране, называемой Игрой. Мы пребываем в ней все время, мы свидетельствуем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий