пятница, 30 ноября 2012 г.

Медведь в муравейнике

Давным-давно прошли те счастливые времена, когда квесты выстраивались в очередь, чтобы записаться ко мне на винчестер. И что за квесты это были — не передать, один другого краше и интересней. Теперь ситуация изменилась, и очередь сильно оскудела. Остается лишь вспоминать о прошлом и ностальгически ворошить рукой в ящике стола в поисках дискетки с пометкой "King's Quest".

Вы заметили, в последние годы игрорынок просто кишит различными сиквелами, аддонами, продуктами противоестественного франчайзинга и страхолюдными клонами. Маститые издатели раз от разу наживаются на одном и том же продукте под сменной штукатуркой и тем довольны. А все почему? Доигрались. Боится рядовой народ новизны. Шаблонного продукта хочет на полках какой-нибудь лавки. Понять покупателя можно — устали люди обжигаться на всяких недоделках экспериментального характера. До сих пор чураются непонятных названий и тянутся обожженными пальцами к знакомым надписям.

Как в таких вот нечеловеческих условиях выделиться маленькому разработчику без роду, без имени? Каким образом сделать из своей игры конфету для любого из пяти человеческих чувств? Да просто же. Поиграть в бестселлеры, набраться чужого положительного опыта. Кое-где подсмотреть, что-нибудь подслушать. Лицензию какую-нибудь гиперпопулярную ощупать со всех сторон и навыворот, а потом не отходя от кассы скроить нечто похожее, но не совсем идентичное — ведь чем унижаться и просить, лучше стырить и молчать, верно? А если кто что заподозрит и на ковер вызовет, можно смело отбрехаться: вона, у ваших монстров всего два глаза, а у наших мордоворотов хвост зеленого цвета. И не придерешься.

ACME
01

Раньше-то как трудовой человек из положения выкручивался? Садились, сочиняли, рисовали, издавали. А люди покупали, людям нравилось. То ли действительно здорово получалось, то ли сравнить было не с чем. Как им это удавалось? А бот его знает... К примеру, собралась в кружок группа энтузиастов, бурно что-то обсуждают, размахивают пивной тарой, расплескивая пену на соседей. Идеи плотным киселем носятся в воздухе — хоть топор вешай. Давайте, мол, игру сделаем. Не игру — ИГРИЩУ. Наш спэйсквест. Сюжет будет — закачаешься. Даже упадешь, если качка сильно к земле пригибать начнет. Что там в телевизоре теперь популярным считается? Star Trek, с тех пор и до сих пор? Ну и отлично. Есть у них, бравых девелоперов, на примете один парень, Larry Niven, очень перспективный фантаст, большой поборник традиций sci-fi (или просто плагиатор) -- вот он-то и создаст для будущего игрохита самый что ни на есть оскароносный сюжет про космос с огромными межпланетными станциями (это во все времена модно, не спорьте даже) и многообразием жизненных форм. Не забыть бы еще о злобных предтечах, породивших около трети существующего населения галактики, перебивших еще одну треть, поработивших всех оставшихся, и нежданно-негаданно ко всеобщей радости сгинувших.

Это, товарищи, не бред, это форменный Known Space получится, если по-русски вам сказать. Пусть хорошенько мир прорабатывает, у девелоперов в рукаве припрятана великолепная идея: все непонятные слова, что не удастся логично вклеить в диалоги персонажей, надо занести в суперкомпьютер, и поставить энту арифмометрическую годзиллу в игре на самом видном месте — пусть дорогой игрок полистает статейки, почитает, посмотрит слайды. Даром, что их накопилось уже больше, чем можно написать по масскультовому творению М.R.Strajinsky. Просвещение, так сказать. Мы ж не хотим, чтобы персонажи общались друг с другом посредством энциклопедической информации по данной вселенной, изредка перемежаемой именами действующих лиц. И игроки такую солянку неадекватно воспримут. Пусть уж лучше персонажи игры непонятными терминами друг друга бомбардируют — так оно жизнеподобнее выглядит. Атмосферы даже добавляет. Игрок сразу же окажется не в своей тарелке, а где-то там, на окраине собственно Known Space. Ей-ей, приятные ощущения. Такого гипса после очнулся у меня еще ни разу не было.

Das Model
Тут в кадр вплывает некто. Фамилия — Quinn, покуда неизвестный широкой общественности наемник с двухсотлетним стажем. Герой — ого-го, человек-грузовик (ага-ага, полюбуйтесь, какая inventory просторная). Сам Че Геварра такому лишь в денщики годится, за лимонадом бегать. Один из энтузиастов берется за карандаш, старательно набрасывает профайл героя и гордо демонстрирует подельникам. Те с благоговением взирают на давно небритого и слегка отощавшего за время странствий Роджера Вилко в комбинезоне кислотного оттенка. Присовокупите к получившемуся индивиду характеристики классического киногероя из американского вестерна 60-х: нетрадиционное чувство черного юмора и станнер (это, детки, такой футуристический револьверчик) за пазухой. Добавьте полное отсутствие каких-либо межрасовых комплексов. Звезда. Можно сказать, начинающий Сталлоне, если вы понимаете о чем я. Не понимаете? Ну, скоро сообразите.

Компаньоны некоторое время молча смотрят друг на друга и вдруг вспоминают, что такое рейтинги. Тыча пальцем в Wing Commander и поминутно косясь на MOO, все дружно рисуют хиппующего гуманоидного тигра с татуировкой в виде змеи на левом ухе. Что они хотели этим сказать? Хитрый гад и выпить не дурак? Как-то не вяжется это с образом свежеиспеченного помощника главгероя Куинна, представителя расы Kzinti. По замыслу Ларри Нивена, kzinti — вспыльчивые, злопамятные, подозрительные и свирепые твари. Сначала стреляют, а потом проверяют наличие документов. Перестраховщики, в общем. Даже язык себе придумали полузвериный, полунепроизносимый. "Язык героев" называется. Максимум, на что хватает человеческого "негероического" мозга, — выучить пару несложных фраз. Еще бы, там и слов-то нет — сплошное рычание и щелканье челюстями. Это вам не с домашней кошкой мяукать.
Kzinti — они, по мнению разработчиков, вроде космических команчей. Вот, посмотрите на могучего помощника главного героя. Звездолет у него вовсе даже не звездолет, а Lance of True (потому что пилот — ярко выраженный борец за правду), да и сам он не кто иной, как Seeker-of-Vengeance. Захотелось ему так. Ищущий-кому-бы-наподдать-по-шее — благозвучно, правда же? Хотя на самом деле в паспорте у товарища значится просто Iacch-Captain (вроде "зовут меня полковник, звание — сами видите"). Колоритная личность, что и говорить.

Именно он, Ищущий, пойдет в каньон спасать племя аборигенов — им, видите ли, вопящий дьявол ночами спать мешает. Пошел, поговорил, даже люля-кебаб из ночного хулигана делать не стал. Так съел, свежепойманным. Что им, кошкам? Именно он, Ищущий-славы, потом попадет в глупую ловушку благодаря своей кошачьей независимости. А Куинн отправится спасать чью-то кошачью шкуру. Наконец, именно он, Ищущий-неприятностей-на-свой-хвост, ввяжет Куинна в безумную авантюру с угоном Emperial HyperDrive Destroyer (by the way тот самый Lance of True). А еще он виртуозно ругается. Примеров не будет по этическим соображениям.

Угнать за 9 наносекунд
02

Вы уже в курсе особенностей характера kzinti. Что случится, если их по-настоящему разозлить? Страшно подумать. А тут патриарх всея kzinti-империи намедни из газет узнал, что им МАНИПУЛИРОВАЛИ. И не кто-нибудь, а травоядные представители коварнейшей расы под названием Puppeters. Мало того, они еще и не местные — прилетели прямиком на своих пяти планетах всем скопом из центра галактики и сели на шею честным kzinti, проныры интриганские. Представляете, какой скандал закатила августейшая особа? Жуть. Желание мести снесло венценосную голову с катушек, и над всей галактикой нависла угроза грандиозной войны.

События завертелись в сумасшедшем темпе. Император приказывает задраить люки Emperial HyperDrive Destroyer и распылить родную планету кукловодов на атомы. Зашедший на рюмку чаю к старым знакомым Куинн попадает под раздачу и, спасая собственную шкуру, участвует в самом нахальном угоне транспортного средства за всю историю. Emperial HyperDrive Destroyer. Нет, не ослышались. Да, невероятно, но факт — укатили прямо из-под носа у дворника с лазерной берданкой и ультразвуковым свистком с сабвуфером. И бортмеханика женского полу в заложники взяли и всякие непотребные файлы с пятидюймовой дискетки насильно смотреть заставляли. Промыли мозги, что называется, по полной программе. А то, понимаете, больно шустрый и патриотический механик попался. Даром что женщина, а все туда же, грудью на амбразуры — силовые кабели от межзвездного двигателя вздумала перекусывать. Хорошо, вовремя успели ее на свою сторону переманить с помощью станнера. Вы представляете, какую истерику устроил император, когда взглянул вечером на пейджер? Война объявлена, а томагавки все покрадены. Тут даже сердце флегматичного финна не выдержит, чего уж говорить об импульсивном императоре. Двое суток валерьянкой отпаивали, да еще сутки трезвели. Кошки все же.

А что же наши самогонщики? Не успели стряхнуть с хвоста погоню, на связи уже дежурный puppeteer, опять реализует грязный шантаж. Как вам, ребята, небольшая прогулка на Ringworld в поисках древних артефактов? Дорогу найдете сами, тут недалеко, два парсека прямо и один направо.

Ringworld
На проверку Ringworld оказался довольно-таки интересным местом. И дело не только в том, что атмосфера на этой планетке создана искусственно и удерживается с помощью огромного метизно-листового изделия замкнутой формы. Местный вождь, кстати, хорош — выпрашивал у пришельцев-с-неба огненную воду и пытался спаивать ею бортмеханика, только-только переставшего падать в обморок при виде станнера. Веселый господинчик, жаль только, жадён невообразимо. Не хотел отдавать космическое яйцо. А ведь законы туризма для всех написаны: вещь, лежащая на земле более двух минут, считается утерянной.
Что можно сказать напоследок? Общий настрой игры передать сложно. Представьте себя в муравейнике, на который только что сел медведь, — вперед, скорей, бежим, скорей, куда — не знаю, почему — не важно, все что как. Вы резко попадаете в гущу событий, ничего не понимая носитесь со всеми наравне, и лишь спустя некоторое время на вас внезапно наваливается тонна информации. Мол, изучай — не хочу. Это вы наконец-то сообразили, что давно уже бежите не по муравьиным туннелям, а по медвежьему боку. Подход, конечно, интересный. Совершенно нетрадиционный для квестового поголовья, где все с чувством, с толком, с расстановкой. Разве могу я после этого сказать о Ringworld что-либо плохое?
А в 1994 году увидела свет игра Return to the Ringworld. Сиквел то бишь. Показатель? Однозначно.

Ringworld: Revenge of the Patriarch
Жанр: Квест
Дата выхода: 1992 г.
Разработчик/издатель: Tsunami Games
ОС: MS DOS 
Дата: 04.12.2001
Автор: Александр Металлургический

Комментариев нет:

Отправить комментарий