пятница, 30 ноября 2012 г.

Они были первыми

Открою страшную тайну: только что вышедшая Pool of Radiance, как бы хорошо/плохо вы к ней ни относились, найдена издателем отнюдь не в капусте. Тщательные исследования одного престарелого 5-дюймового floppy disk'а, проведенные в отчетном месяце вашим покорным слугой, зафиксировали следующий исторический факт: ровно 13 лет назад, когда на дворе стояло счастливое детство-88, игровой мир познакомился с папой нынешнего новорожденного. Которому мы и посвящаем этот ретро-выдох.


Собственно, все нижесказанное вполне можно отнести к целой игровой серии — Gold Box Games. Серия эта столь же славна и многочисленна, сколь мила и несметна нынешняя когорта орденоносных Infinity-игр. Да и заслуги у них сходные: первая принесла AD&D на ПК, вторая успешно внедрила AD&D в широкие играющие массы (и пусть прожженные РПГ-фаны презрительно кривятся и обвиняют Baldur's Gate и всех ее отпрысков c внучатыми племянниками в попсовости — гнать ненавистников в шею!). Всего в Gold Box входит около десятка продуктов. Пять из них — Pool of Radiance (FR v.1), Hillsfar, Curse of Azure Bonds, Secret of the Silver Blades и Pools of Darkness — объединены общим сюжетом, довольно пространным и нелинейным, развивающимся вокруг событий, происходящих в городе Флан (Phlan), о котором чуть позже. Кроме сюжета, данную линейку игр держит вместе простая до гениальности задумка: возможность переноса своей героической команды из предыдущей части в следующую. То есть все сделано по образу и подобию настольных РПГ. Наблюдать духовный и физический рост своих подопечных на протяжении пяти эпизодов — занятие, безусловно, пристального внимания и участия достойное.

В некотором царстве, забытом государстве
01

Итак, на повестке дня Pool of Radiance (PoR). Появление этой игры для закоренелого ролевика — неважно, "настольщик" ли он, "полевщик" или всеядный munchkin-экстремал — событие незаурядное. Еще бы, первое выступление, не побоюсь этого слова, гиперпопулярной игровой системы AD&D (Advanced Dungeon & Dragons) в электронном формате. Знаковое событие для истых поклонников.

Вообще, очень тяжело писать о любимой игре, основанной на горячо обожаемой системе (это не значит, что я твердолобый однолюб — S.P.E.C.I.A.L. я тоже ку) и не сваливаться при этом в недоступные непосвященному человеку терминологические, зоологические и географические дебри. Слезно прошу прощения у всех дорогих неофитов: восполняйте недостаток информации посредством Всемирной Паутины! Или заваливайте кого следует письмами (поскольку драгоценная компания Wizards of the Coast, являющаяся владельцем AD&D, не спешит продвигать этот продукт на российском рынке и издавать своды правил, переведенные на великий и могучий, — сказывается чрезмерная зацикленность на покемонах и картонной Magic: The Gathering, туды ее в качель).

Действие PoR, как я уже отмечал, разворачивается во Флане, довольно знаменитом городе, располагающемся в сеттинге Forgotten Realms (отсюда и протяженное название игры с цифирью). Если верить разработчикам, данный город обладает подпорченной кармой (или биоэнергетикой, если вам угодно) — сюда постоянно стекаются всеразличные отбросы общества, уголовные элементы и чуть ли не бритоголовые "авторитеты". Весьма перспективные, говоря ненаучным языком, зэки. И все они, как один, измыслили недоброе. И это недоброе потом осуществили. И получилось это у них весьма глобально, благодаря чему партия приключенцев впоследствии будет вынуждена противостоять Бэйну, божественному коллеге Ваала (да-да, того самого). Пока же мы начинаем с более мелких пакостников — драконов и личей (см. Monster's Manual любой редакции прaвил AD&D).

Чтобы вы поскорей сориентировались в местной обстановке, позволю себе примитивное сравнение: идейно PoR, как ни крути, напоминает Icewind Dale. Главный элемент геймплея — походовые сражения стенка на стенку с использованием традиционных фэнтезийных средств уничтожения. Выражаясь энциклопедически, налицо классический hack'n'slash, не обремененный какими-либо чуждыми элементами вроде нелинейного сюжета и мегабайт диалогов. Все это излишества нехорошие. Главное — чистый turn-based combat. Самый многословный персонаж — торговец боевым снаряжением. Говорит много, но любит пересыпать свою речь цифрами, при виде каковых у необстрелянного (из лука) приключенца выпучиваются глаза, пальцы ног получают сокрушительный удар отпавшей челюстью, а глотка судорожно проталкивает застрявшее на полпути к выходу "сколько-сколько?!". Что делать — профессия обязывает. Не зря, ох, не зря в соседнем доме проживают несколько жрецов-врачевателей...

Строго говоря, PoR являет собой большой побочный квест по сбору информации и прокачиванию персонажа. Играя по второму разу и зная ВСЕ, вы запросто можете напрямую прийти в местное "осиное гнездо", плюнуть главному негодяю в глаза и вызвать его на дуэль. Только пользы от этого чуть — уже забыли, как позавчера вас, могучего меченосца первого уровня, загрызла насмерть какая-то невоспитанная и не в меру наглая крыса? То-то.

Санитары города
02

Как вы понимаете, выкашивать целые кварталы монстров в одиночку — занятие тоскливое и неспортивное. Даже если у вас в руках какой-нибудь, понимаешь, допотопный шотган с vorpal shells. РоR предоставляет вам возможность создать команду мечты из четырех персонажей. Согласно лицензии, в вашем распоряжении окажутся стандартные ролевые расы (6 штук) и классы (4 стандартных и горка их комбинаций — классов так мало, потому что используется AD&D первой редакции), все со своими минусами и плюсами. Дозволяется расширить отряд до сногсшибательной шестерки, вручную зашкалить всей ватаге характеристики на максимум (18 х 6 = мечта) и, наслушавшись наставлений от навязчивого гида, отправляться на поиски приключений (славы, денег, реликвий, артефактов, опыта, хеппи-энда). Любая причина хороша, ибо сюжет здесь присутствует лишь для блезиру, это не более чем разделитель потасовок во времени. И в этом есть своя прелесть. Играют же люди в Fallout Tactics...

Несмотря на всю свою древность, а также некоторую неловкость и недружелюбность интерфейса, PoR вполне способна выкинуть неожиданный фокус. Перетасовать стандартную колоду карт в 36 листов и вытащить пятерку треф или джокера. К примеру, гуляя по ночному Флану в поисках приключений, запросто можно встретить шайку гопников гоблинской закваски, которые с удовольствием всыплют вашей команде сначала по первое число, а потом и по второе. Или сами огребут по полной программе — в зависимости от уровня, вашего и их. А впрочем, драться вовсе даже не обязательно — всегда можно попробовать сделать ноги (и очнуться в совершенно незнакомом квартале в компании злобных аборигенов) или поиграть в дипломатию, предварительно выбрав тон беседы. В случае удачи и верно построенного разговора от открытого столкновения можно попросту отговориться. Монстры попадаются разные: кому-то нравится, когда перед ним лебезят, кому-то политесы подавай. А кто-то понимает только брань, надувание щек и кулачные аргументы. В любом случае лучше поскорей достать верный Sword of Sharpness из ножен — ведь лишний опыт на дороге не валяется.
Флан... Он вызывает у меня самое настоящее умиление. Веселое местечко.

Из местных развлечений почему-то первым делом на ум приходят пьяные драки в тавернах. Зайдешь, бывало, пропустить кружечку-другую, сплетен городских послушать, и вдруг — потасовка. В зале толпа нетрезвых горожан, негде яблоку упасть, в самой гуще народа — ваш покорный. Лучше, конечно же, сразу убежать. Потому как даже если вы и справитесь с полусотней поддатых завсегдатаев, с городской стражей вам точно не сладить — утрамбуют почище катка. Помню, однажды в кабаке меня крепко отделали. Угораздило с недогляду заехать табуретом (thac0 +4 — по числу ножек) в глаз не тому, кому следовало, а собрату по оружию. Били быстро, умело, всей толпой, с азартом, до геймовера. Сами понимаете — вечер был испорчен.

А gold box просто открывался...
04

Надобно напомнить вам, что все игры того времени были смехотворно малы по объему, свободно умещались на допотопных пятидюймовых дискетах (сейчас эти живые ископаемые обитают лишь в ночных кошмарах владельцев DVD-приводов), легко копировались, а потому отчаянно боролись с незаконным тиражированием — запускались только с дистрибутивного носителя, клянчили пароль на входе, просили написать пятое слово из третьей строки на 18 странице пользовательского руководства. Словом, вели себя совершенно несерьезно, выводили рядовых пользователей из состояния душевного равновесия, но все равно становились жертвами примитивного взлома. Что в очередной раз подтверждает давно известную аксиому: что один человек сделал, другой всегда сломать сможет.

Творцы PoR в плане антипиратской деятельности шагнули много дальше вышеописанных нищенских способов. Тут дело было вот в чем: львиная доля всей внутриигровой текстовой информации была отпечатана на бумаге и поставлялась лишь в компании с легальной копией игры. Выглядело это безобразие следующим образом: команда приключенцев заваливается в таверну; игра вежливо сообщает: так и так, в перерывах между принятием на грудь вам удалось услышать легенду #15, а еще ваш штатный вор умудрился экспроприировать чью-то карту подземелья #67; после чего игрок брал вышеописанную брошюрку и искал в ней отрывок текста за пятнадцатым номером, а при входе в подземелье активно сверялся с картой на 67 позиции. Жуть, правда? А вы думали! Каменный век компьютерной эры.
Впрочем — увы (хотя на самом деле "Йессс...") — этот шаг не спас игру от варварского разбазаривания. Спасибо ксероксам, сканерам и игрофанатам со стенографистическими задатками за наше счастливое детство-88!

Pool of Radiance (A Forgotten Realms Fantasy Role-Playing Epic, vol.1)

Жанр: РПГ
Дата выхода: 1988 г.
Разработчик/издатель: SSI
ОС: MS DOS 
Дата: 14.01.2002
Автор: Александр Металлургический

Комментариев нет:

Отправить комментарий